а вот и биография актера, который играл Дарта Мола

Рэй Парк: темный воин на страже света

Именно отсутствие дисциплины внушало ему отвращение. Дисциплина была ключом к обретению власти. Именно жесткая дисциплина превратила его в мастера боевых искусств и превосходного воина. Именно дисциплина позволяла ему преодолевать гравитацию и замедлять внезапное вторжение ощущений, чтобы он мог двигаться между мгновениями.
// Джеймс Лучено
"Дарт Мол: диверсант"

Признаюсь честно: первое, на что я обратила внимание, когда попала в кинотеатр на Звездные войны, эпизод 1: Призрачная угроза - было лицо Дарта Мола. Яркие, навевающие легкую дрожь черно-красные татуировки и светящиеся желтым пламенем глаза. Прибавьте к этому ювелирное обращение с двухклинковым лайтсейбером - как-никак завалил самого мастера Джинна - и перед вами совершенный темный герой. (Правда, в конечном итоге и, думаю, по нелепой случайности убитый падаваном). Однако, в практически бессловесном персонаже ученика Дарта Сидиуса есть что-то не сразу различимое взором, что придает ему сильную эмоциональную окраску. Не зря именно этот персонаж и запоминается лучше всего. Это пример безукоризненного владения боевыми искусствами, беспрекословного подчинения приказам своего учителя и прежде всего дисциплины. Кто же на самом деле скрывается под татуировками древних ситхов?

Рэймонд Парк (в компании просто Рэй) не очень-то любит говорить о своей повседневной жизни - ему 30 лет, и он с воистину ситским упорством скрывает дату своего рождения (однако, бешеные фанаты таки ее выведали - 23 августа 1974 года). Родился он в Глазго, а в возрасте семи лет вместе с семьей перебрался в Лондон. С самого детства он мечтал заниматься боевыми искусствами, насмотревшись фильмов с участием Джеки Чана и легендарного Брюса Ли. Увы, в Глазго у него не было такой возможности.

"Я всегда хотел быть тем парнем, который в прыжке на лету делает десять миллионов оборотов, но я никогда не думал, что именно тренировки приведут меня к Звездным Войнам".

У Рэя черный пояс по ву-шу и тэквондо, а в 1995 году он даже занял второе место на чемпионате мира по китайским боевым искусствам, за плечами у него 17 лет упорных тренировок, на которых он учился владеть своим телом. Он левша, а те, кто пригляделся к Дарту Молу в первом эпизоде повнимательнее, могли бы заметить в левом ухе злобного ситха... серебряную серьгу :).

Кинокарьера Парка началась в 1997 году, когда он был каскадером в фильме "Mortal Combat: Annihilation". Там-то верткого дублера Лорда Рейдена и заприметил Великий Джордж Лукас. Ник Гиллард, постановщик трюков в первом эпизоде, пригласил Рэя в студию, чтобы склепать демо-кассету с некоторыми трюками, которые он собирался использовать в "Призрачной угрозе". Когда Лукас увидел, что вытворяет на съемочной площадке Парк - причем, безо всяких видимых усилий - судьба молодого каскадера была решена: ему досталась роль ужасного апрентиса Дарта Сидиуса. Эпизод первый сделал из практически никому неизвестного парня одного из самых ярких злодеев современного кинематографа. Рэй испытывал глубокое уважение к Лукасу и любил оригинальную трилогию, причем, любимый герой у него был Хэн Соло. А вот из приквеловских героев ему очень нравится - не поверите, кто - Джар-Джар Бинкс!!!

"Быть плохим парнем сложно: если тебя не разрубают пополам джедаи, ты потом раздаешь автографы, пока рука не отвалится... Все, что было связано с Дартом Молом, привнес я. Ник Гиллард не учил меня драться - про это я знал куда больше него, но он координировал мои действия. Образ Дарта Мола по большей части вылеплен из меня самого, у него мой стиль, и, хоть я стараюсь не хвастаться, я очень горжусь этим персонажем. То же самое касается и двухклинкового лазерного меча. Лукас еще до моего появления решил, что ученик Сидиуса будет сражаться именно таким оружием, но когда я взял в руки рукоять, оказалось, что она слишком коротка, примерно такая же, как в обычном лайтсейбере, и я попросил сделать ее длиннее, иначе мне было бы очень неудобно делать круговые перехваты и вертеть им вокруг себя, сохраняя при этом необходимый баланс. К оружию я привычен, и едва я увидел двухклинковый меч, то сразу понял, что с таким оружием я могу показать очень многое. И я это показал."

На самом деле рукоять лайтстафа Дарта Мола состояла из двух обычных рукоятей, скрепленных посередине, и делалось это исключительно для того, чтобы Оби-Ван в сражении мог развалить ее пополам, а Мол при этом остался хотя бы с одним клинком. Когда меч таки разрубили надвое, Рэй еще и подумал: жаль, что не оставили обе половинки, так было бы даже эффектней... Могу себе только представить, какие навороты показал бы Парк в работе с двумя мечами.

Следующей проблемой была ритуальная раскраска ситха. Требовалось как минимум два часа, чтобы наложить грим - по большей части это была даже не краска, а тонкая пленка, и даже если ее очень сильно ковырять ногтями, то ничего не отшелушивается, она снимается только при помощи специальных средств, и уходит на это 45 минут. К сожалению, состояние кожи от такого грима очень портится, возникает аллергическая реакция, однако, актер стоически терпел эти мелкие неприятности - уж больно интересно было, что получится из всей этой кутерьмы на синем фоне. Десять рожек, украшавшие голову Мола, то и дело отваливались, и к Рэю постоянно кто-то подходил: "Вот, возьми, ты потерял рог." А поскольку актер любил в перерывах между съемками вздремнуть (просыпаться надо было очень рано), то рожки приходилось клеить заново раз по 20 на день. Да и спать с ними было не ахти как удобно - то в наволочке запутаются, то простыню порвут. Парк был вынужден каждый день брить голову и переживал, что от столь частого бритья волосы потом не вырастут снова. Были и прочие мелочи, создававшие неповторимый образ ученика ситха - желтые контактные линзы, сделанные на заказ, поскольку глаза у Парка были "уж слишком голубые и просвечивали сквозь линзы, приготовленные изначально". Ну, и покрашенные в черный цвет зубы, куда уж без этого. Плюс полностью черный костюм и тяжелый плащ - это в 45-градусную жару!

"На самом деле жару я люблю, и съемки в Тунисе даже доставили мне удовольствие, но я сильно убавил в весе из-за костюма - так жарко мне еще никогда не было, прямо парниковый эффект."

Играть негодяя было для Рэя не так уж сложно - актер признается, то ли в шутку, то ли всерьез, что в нем действительно есть та самая Темная сторона - особенно она проявляется, когда он голоден и устал после многочасовых тренировок по ву-шу. Уверенность Дарта Мола в себе и своих действиях и возможностях также происходят из характера самого Рэя - ведь мастеру ву-шу нужно быть несколько напористым и даже слегка агрессивным, чтобы выиграть поединок. Философию Силы актер тоже воспринял, что называется, на ура, поскольку верит в духовный аспект ведения боя. А поверил он в это на одном из соревнований по тэквондо, когда в момент расслабленности почувствовал невидимый удар, нанесенный как будто из воздуха: мол, не спать! Однако, сам Рэй по натуре не злой, да и практика восточных боевых искусств в большинстве своем направлена на изгнание агрессии как таковой, эти стили ведения боя темными не назовешь. Нет эмоций, есть безмятежность - выходит, эта "заповедь" применима не только к джедаям. Так и получается, что в образе ученика ситха соединились две противоположности - "светлый" стиль боя и темные деяния.

"До меня доходили слухи, будто Эван Макгрегор и Лайам Нисон использовали для сцены боя с ситхом дублеров. Скажу вам сразу - это не так. Безусловно, на некоторых трюках дублеры были, поскольку ни Эван, ни Лайам не умеют кувыркаться в воздухе и крутить сальто, но в остальном они полностью отыгрывали бой. Эван еще и пытался затеять со мной реальную драку, чтобы посмотреть, кто победит."

Еще один любопытный момент, уже вошедший у Лукаса в привычку - заменять настоящие голоса актеров при озвучивании. Рэй Парк повторил историю Дарта Вейдера и тоже "потерял" собственный голос на и без того немногословных репликах - поскольку у него слишком уж, по мнению Лукаса, мягкий британский акцент и совершенно неустрашающий тембр, реплики Дарта Мола читал Питер Серафинович.

Что известно о персонаже, так живо воссозданном Рэем Парком на экране: не так уж и много. Дарт Мол принадлежит к расе забраков с планеты Иридония, в возрасте трех лет он попадает в обучение к Темному Лорду Сидиусу, причем, обучение весьма жесткое - для Мола тренировки нередко заканчивались поломанными конечностями и длительным и болезненным лечением с помощью Темной стороны. О его настоящей семье ничего неизвестно (а точнее, авторы Расширенной Вселенной на пару с дядей Лукасом еще просто не придумали юному ситху достойную биографию до начала обучения). Сидиус упорно лепил из своего ученика идеальную машину для выполнения головоломных и опасных миссий, оттачивая его владение оружием, Силой и боевыми искусствами (то же терас кеси, к примеру, иначе именуемое "стальные ладони" - чем не ву-шу, которым так долго занимается Рэй Парк?). Умение плести интриги, устраивать подпольные диверсии и творить прочие мелкие пакости и крупные мерзости - великий талант для темного воина, который должен просачиваться повсюду как вода. Быстрый, ловкий, изворотливый Дарт Мол - само воплощение интригующей тьмы, и если Сидиус представлял собой все то, что нес в себе древний орден ситхов, весь мистицизм практики Темной стороны, то Дарт Мол олицетворял собой все то, что вызывало страх перед ситхами. Ритуальные черно-красные татуировки лишь дополняли этот образ, вызывая еще больший страх, вернее, не столько страх, сколько благоговейный трепет перед могуществом и возможностями этого существа. И уж если ученик вызывает такие ощущения, то каков же его учитель? Проблема у темного подмастерья была только одна - уж слишком он ненавидел джедаев и слишком стремился к встрече с ними, а неконтролируемая ярость, как известно, до добра еще никого не доводила.

Однако, вместе с тем в юном ситхе есть любопытное качество, не присущее даже некоторым джедаям - хоть он и не особо ценит жизнь, поскольку регулярно отнимает ее у того или иного существа, вставшего у него на пути, тем не менее, он не топчет траву без надобности, не ломает деревья и не убивает подвернувшихся под руку животных или даже насекомых - чего стоит незначительная сцена из повести "Дарт Мол: диверсант" Джеймса Лучено, в которой Дарт Мол ловит на лету большого яркого жука-огневку, рассматривает его, держа в ладони, и отпускает обратно. Да, знаю, сейчас все приверженцы Темной стороны начнут упрекать меня в том, что я отхожу от фактов, поскольку речь идет не о том Дарте Моле, который описан в книгах, а о хладнокровном убийце из первого эпизода. Но как по мне, книги прекрасно дополняют созданный Лукасом образ, и очень многие (включая меня) жалеют о том, что Дарт Мол погиб в конце первого эпизода - он мог бы совершить немало великих и ужасных дел как в паре со своим учителем, так и самостоятельно.

И еще одна маленькая деталь в дополнение к вышеупомянутому образу: во всех книгах Расширенной Вселенной Дарт Мол имеет рост чуть ли не под два метра. Интересно, почему, ведь рост актера Рэя Парка составляет всего 1, 75 м.

После отгремевшей славы "Призрачной угрозы" Парка просто отрывали с руками и ногами все режиссеры, стремясь заполучить для своих боевичков этакий пакет два в одном - каскадера и актера в одном лице, да еще и постановщика трюков в придачу. Рэй немедленно появился в "Сонной Лощине" Тима Бартона, где всего-навсего дублировал Безголового Всадника в сцене с мечом и топором, а затем снялся в роли Тода в "Людях Икс". Дальше последовала роль в "Баллистике: Экс против Севера" в 2000 году, потом очередной боевик, "Железный кулак". Поговаривали даже, что актер снова будет работать с Лукасом в одном из следующих эпизодов Звездных Войн, но и по сей день это только слухи. А жаль - у Парка определенный талант к отыгрыванию сердитых файтеров!

(http://sw.org.ua/journal/013/06/)